Сколько нужно хранить первичку

05.05.2021 10:35:00
Не торопитесь выбрасывать первичные документы и счета-фактуры, срок хранения которых истекает в текущем году. Их нужно хранить пять лет, а не четыре года. Каких документов это правило не касается, Минфин разъяснил в письме от 23.04.2021 № 03-02-11/31025 (ответ на частный вопрос).

С 17 марта компании и предприниматели обязаны хранить регистры налогового учета, а также документы для исчисления, удержания и уплаты налогов в течение пяти лет, а не четырех (Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ).
Финансисты считают, что новые правила следует применять ко всем документам, у которых на 17 марта 2021 года не истек срок хранения — четыре года (письмо Минфина от 23.04.2021 № 03-02-11/31025).

По общему правилу сроки хранения документов начинают течь с 1 января года, следующего за годом, в котором делопроизводство по ним закончено (ч. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ, п. 4.1 Инструкции, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 237). Так, срок хранения первичных документов начинает идти с 1 января года, следующего за тем, в котором документ использовался последний раз для составления налоговой отчетности, исчисления и уплаты налогов (письмо Минфина от 19.07.2017 № 03-07-11/45829). Есть и специальные правила исчисления сроков. В частности, это касается налоговых регистров, которые подтверждают правомерность вычетов по НДС. Речь идет о книгах покупок, продаж, дополнительных листах к ним, журнале учета счетов-фактур. В отношении таких документов срок хранения нужно считать с даты последней записи в них (постановление Правительства от 26.12.2011 № 1137).

Если у компании не окажется документов, срок хранения которых еще не истек, ей грозит штраф за грубое нарушение правил учета. Максимальный штраф — 10 тыс. руб. (ст. 120 НК). Чтобы избежать неблагоприятных последствий, вовремя сообщайте инспекции об отсутствии документов (письмо ФНС от 05.10.2020 № СД-4-2/16167@).